|
А - верхняя
вспомогательная фаска
В - рабочая фаска
С - нижняя вспомогательная фаска
D - диаметр тарелки клапана
d - диаметр стебля клапана
|
Начнем
с главного. Первое, что требуется от
сопряжения «седло-клапан» — обеспечение
герметичности в течение всего срока
службы двигателя. На седле для этого
выполняется специальная фаска,
называемая рабочей (см. рисунок). Для того,
чтобы нормально функционировать, ей
необходимо иметь минимальную ширину, т.к.
для обеспечения герметичности важна не
столько площадь контактирующих
поверхностей, сколько требуемое удельное
давление в сопряжении. С другой стороны,
по этой фаске отводится значительная
часть тепла от самого клапана, а значит,
она должна быть как можно шире. Для
примирения этих противоречий необходимо
соблюдать требования завода-изготовителя.
В этом случае тарелка клапана будет
испытывать минимальные деформации и
температурные напряжения.
Вспомогательные фаски на седле
необходимы для обеспечения требуемых
диаметра и ширины рабочей фаски. Рабочая
поверхность седел клапанов после
длительной эксплуатации изнашиваются и
ее форма становится отличной от конуса.
При перегреве двигателя на седле могут
возникнуть раковины, прогары.
Качественно можно восстановить седло
только методом фрезерования, при котором
базирование фрезы происходит по оси
втулки. Перед восстановлением седла в
обязательном порядке необходимо
восстановить втулку, но не наоборот. При
нарушении последовательности ось втулки
уйдет, и добиться герметичного
соединения будет весьма трудно.
Соосность втулки и фрезы достигается тем,
что в нее вставляется так называемый «пилот».
«Пилот» - это стебель, имеющий очень
слабую конусность в посадочной под
втулку части и зазор около 5 мкм в
сопряжении "пилота" и фрезы. Другой
тип "пилота" с разжимной цангой
более универсален. Его можно
использовать в широком диапазоне
диаметров втулок данного типоразмера.
Особое внимание при работе следует
уделять тому факту, что "пилот" имеет
не идеальную жестокость. При обработке
очень твердых седел это проявляется
весьма заметно, поэтому, вопреки здравому
смыслу, при обработке твердых седел
следует уменьшать давление при резании.
Теперь перейдем от теории к практике, от
рассуждений к ремонту седел клапанов с
помощью американского инструмента NEWAY.
Установите головку блока таким образом,
чтобы ось втулки была вертикальна, а
седло располагалось наверху. После
тщательной очистки втулки в нее
помещается цанговый пилот таким образом,
чтобы верхний конец цанги был полностью
утоплен во втулку. В противном случае
возможно повреждении цанги.
Необходимо выбрать фрезу NEWAY нужного
типоразмера и установить радиус
выступания ножей таким образом, чтобы они
обрабатывали только седло, но не касались
тела головки блока. Эту операцию
необходимо проделать и с остальными
фрезами, участвующими в восстановлении
седла. Ножи фрез должны быть надежно
закреплены и быть острыми и чистыми.
Фрезой с углом для верхней фаски, чаще
этот угол 30°, делают несколько оборотов
по часовой стрелке с небольшим усилием.
После чего смотрят качество реза и увод
оси. Если увод оси сильный, то не следует
прилагать значительных усилий на фрезу.
Наоборот, усилие необходимо уменьшить и
направить его или вдоль пилота, или к
месту, где съем материала был
максимальный. На первом этапе можно
остановиться, когда обработанный поясок
замкнется.
Далее обработка седла идет фрезой 60°. При
работе с некоторыми моторами следует
соблюдать осторожность при работе этой
фрезой. Конструкция седла бывает такова,
что этот угол отсутствует, и тогда при
обработке можно необратимо занизить
положение рабочей фаски. Но в общем
случае обработка идет до замыкания
обработанного пояска. Фрезой, с углом
соответствующему углу рабочей фаски
седла, режут до тех пор, пока вся
поверхность рабочей фаски не будет
обработана. После чего маркером на
нитрооснове наносят восемь меток по
диаметру седла, дают им высохнуть и
фрезой с углом для рабочей фаски делают
без осевого давления 2 – 3 оборота. Затем
контролируют полученный максимальный
диаметр и ширину обработанной фаски. Если
внешний диаметр соответствует значению,
установленному на штангенциркуле, а
ширина достаточно велика, то следует
подработать седло фрезой 60°. Если диаметр
недостаточен, то продолжить резание
фрезой 45°, а если больше требуемого, то
уменьшить его путем обработки верхней
фаски. По достижению желаемого
результата необходимо проконтролировать
качество работы. Для этого на фаску
клапана необходимо нанести несколько
капель водорастворимого абразива и
притереть клапан в течение 10 – 20 секунд
вращая его вперед-назад, периодически
поднимая клапан. После притирки мягкой
бумажной салфеткой удалить остатки пасты.
На клапане и на рабочей фаске седла
должны появиться характерные пояски
притирки. Цвет их должен быть равномерный
без проплешин. В случае появления
проплешин необходимо продолжить процесс
притирки до требуемого результата.
Последний контроль для особо дотошных
мастеров состоит в нанесении 8 меток на
фаску клапана, затем клапан установить во
втулку, поставить метку на тарелке
клапана и головке и вращать клапан в
обоих направлениях в пределах угла 45°.
Через 5 – 6 циклов контролируем состояние
меток на фаске клапана. В рабочей зоне,
где проходит поясок притирки метки
должны быть стерты. Если метки где-либо
сохранились, следует продолжить притирку
дальше. При значительном количестве не
тронутых меток следует повторить
прирезку седла, но с меньшим усилием.
Финальная операция при обработке седла –
удаление влажной салфеткой остатков
водорастворимой притирочной пасты.
МЕРЫ
ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
|
СОХРАНЯЙТЕ НОЖИ В
ЧИСТОТЕ. Продукты обработки могут
засорить режущие кромки и повредить
их.
РЕЗАНИЕ СЕДЕЛ И ФАСКИ КЛАПАНА
ПРОИЗВОДИТЕ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ
СМАЗКИ "POLYTRON". Это приведет к
более качественной поверхности
реза и продлит вдвое срок службы
ножей. Если Вы работаете с одним
типоразмером седел, рекомендуется
сдвигать ножи вдоль пазов, вовлекая
в процесс резания их новые
поверхности.
ХРАНИТЕ ИНСТРУМЕНТ В СПЕЦИАЛЬНОЙ
УПАКОВОЧНОЙ КОРОБКЕ. При
проведении ремонта головки блока Вы
можете случайно повредить
инструмент иными предметами.
ЦАНГА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ
ПОГРУЖЕНА ВО ВТУЛКУ. В противном
случае возможно необратимое
повреждение цанги.
НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПАДЕНИЕ ФРЕЗЫ НА
СЕДЛО. Материал ножей имеет
большую твердость и весьма хрупок.
При падении ножи могут получить
дефекты в виде сколов на режущих
кромках.
НЕ ПРИЛАГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ УСИЛИЙ,
ЗАТЯГИВАЯ ВИНТ КРЕПЛЕНИЯ НОЖА. Резьба
выполнена в алюминиевом корпусе.
Нож удерживается не силой винта, а
клиновой шайбой.
НЕ СОЗДАВАЙТЕ БОЛЬШИХ ОСЕВЫХ
НАГРУЗОК НА ФРЕЗУ И НЕ ПРОИЗВОДИТЕ
ПРОЦЕСС РЕЗАНИЯ С БОЛЬШИМИ
СКОРОСТЯМИ.Максимальная осевая
нагрузка не должна превышать 5кг, а
максимальная скорость резания не
более 0,5 оборота в секунду.
У ИНСТРУМЕНТА ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН
ХОЗЯИН ! |
|
Модель
двигателя
|
Год
выпуска
|
Клапаны
|
D мм.
|
d мм.
|
A
град.
|
В
град.
|
С
град.
|
MERCEDES-BENZ
190Е2.3-16/190Е2.5-16
|
84
|
впуск
выпуск
|
38
31
|
7
8
|
15
15
|
45
45
|
60
60
|
DIESEL:
200D/240D,TD/300D, TD MB100D
|
79
|
впуск
выпуск
|
40
33
|
10
10
|
15
15
|
30
30
|
60
60
|
BMW
M42/M50B25/S14/S38
|
89
|
впуск
выпуск
|
38
40
|
7
7
|
15
15
|
45
45
|
60
60
|
VOLKSWAGEN-AUDI
1.8 16V2.0 16V
|
85
88
|
впуск
выпуск
|
34
27
|
7
7
|
15
15
|
45
45
|
60
60
|
OPEL
ENG 2.2E ENG 2.4i
|
85
90
|
впуск
выпуск
|
45
40
|
9
9
|
15
15
|
45
45
|
60
60
|
HONDA
ENGD16A 16VDONC
|
88
|
впуск
выпуск
|
30
27
|
6.6
6.6
|
15
15
|
45
45
|
60
60
|
TOYOTA
ENG 2,0 16V
|
87
|
впуск
выпуск
|
34
27
|
6
6
|
15
15
|
45
45
|
60
60
|
VOLVO940
TURBO
|
85
|
впуск
выпуск
|
45
31
|
8
8
|
15
15
|
45
45
|
70
70
|
LADA
1200/1300/1500/1600/1700
|
|
впуск
выпуск
|
37
31
|
8
8
|
20
20
|
45
45
|
60
60
|
|
|
|
|
|
|
|