Рули фирмы MOMO
Рукоятки фирмы MOMO
Чехлы фирмы MOMO
История знаменитой итальянской фирмы Momo началась с того, что студент университета в Павии ДжанпьероМоретти (Gianpiero Moretti) попросил приятеля сделать новый руль для своего гоночного автомобиля. Руль получился необычно маленьким. Главное его достоинство заключалось в значительном увеличении сцепления рукводителя с ободом рулевого колеса. Подбор материалов обивки руля и рабочей поверхности перчаток позволил лучше держать руль в руках, что, в свою очередь, облегчало вождение и улучшало управляемость автомобилем за счет обострения чувства дороги у водителя.

Моретти, занимавшийся в свободное время автогонками, показывал неплохие результаты, его успехи были замечены в спортивных кругах. Среди профессиональных гонщиков первым обратил внимание на Моретти и его необычный руль Джон Сертис (John Surtees) из заводской команды Ferrari. Руль ему так понравился, что он поставил его на свой гоночный автомобиль Ferrari 158 F1.

Джон Сертис стал чемпионом мира 1964 года, и в этом ему серьезно помог руль Моретти. Руль отлично вписался в новую концепцию гоночного автомобиля - машины с небольшим поперечным сечением кузова и тесным кокпитом ("Мотор" № 8). О Моретти заговорили. Рулем заинтересовались многие гонщики, и Моретти решил открыть производство рулей для спортивных и гоночных автомобилей. Фирму он назвал Momo (от Моретти и Монца - название всемирно известной итальянской гоночной трассы).

Momo начала свою деятельность в 1966 году с выпуска рулей для гоночных автомобилей на заводе в Треньяно (Tregnano), неподалеку от Вероны.

Первый крупный коммерческий успех пришел в 1968 году, когда был заключен контракт с Ferrari на поставку рулей для всех автомобилей этой фирмы, начиная от дорожных спортивных автомобилей и заканчивая машинам и для гонок Formula-1. Так Momo получила выход на международный рынок.

Возросшие доходы позволили Моретти участвовать в автомобильных соревнованиях более высокого уровня. Он выступает на Porsche 911, затем - на Porsche 907, а после приобретения Ferrari 512S одерживает победу в"Гран-при" Фудзи в 1970 году. Джанпьеро Моретти находится в хорошей спортивной форме и сейчас, но об этом позже.

В 1970 году Momo приступила к производству легкосплавных литых дисков колес. С этого времени начала складываться новая концепция дизайна и маркетинга товаров для рынка автомобильных аксессуаров. Увеличился ассортимент рулей для спортивных и гоночных автомобилей, рули Momo стали шире использоваться в качестве стандартного оборудования на самых мощных и дорогих спортивных автомобилях, к которым в первую очередь относятся Ferrari.

Производство набирало темпы, торговый оборот увеличился с 700 млн лир в 1974 году до 2400 млн лир в 1976году. Нужно было пересмотреть экспортную и маркетинговую стратегию. Momo стала уделять больше внимания кадровой политике. В фирму привлекались менеджеры, увлеченные автоспортом, имеющие большой опыт работы с техникой и хорошо знающие рынок. Для расширения продажи рулей было введено несколько модельны хрядов.

Каждый из них получил имя известного гонщика - Марио Андретти (Mario Andretti), Ники Лауда (Niki Lauda),Джеки Стюарт (Jacky Stewart), Клэй Регаццони (Clay Regazzoni), Ронни Петерсон (Ronnie Peterson) и ЖильВильнев (Gilles Villeneuve). В фирме Momo вошло в практику советоваться со спортсменами по поводу эргономики рулевого колеса.

С 1970 года вся продукция Momo проходит сертификационные испытания в Институте контроля качества и безопасности TUV в Германии. Этим вопросам уделяется большое внимание, и разработки новых конструкций ведутся в соответствии с требованиями мировых стандартов.

В 1982 году было создано отделение Momo Design, вошедшее впоследствии в состав центра исследований, разработок и испытаний фирмы. Первым изделием были ручные часы со стальным корпусом, который позжестали изготавливать из титана и углеродного волокна. В дальнейшем все, что выпускала фирма, в том числе околоавтомобильная продукция (например, магнитные крепления на крышу для лыж), начинало свой путь встенах Momo Design. Сегодня многие дизайнерские студии и ателье с мировым именем, среди которых Porsche Design,Pininfarina и IDEA Institute, сотрудничают с Momo в области проектирования рулей и легкосплавных литых колесных дисков.

Помимо выпуска автомобильных аксессуаров Momo в 1976 году начала производство рулей для комплектации серийной продукции таких фирм, как Daihatzu, Mazda, Toyota, Subaru, Renault, Peugeot, Citroen. С 1989 года к ним присоединились Rolls-Royce и Jaguar, а на сегодняшний день в списке значатся еще и Aston-Martin, FIAT, Honda, Isuzu, Mitsubishi, Nissan, Opel, Porsche, SAAB, Suzuki, Volkswagen и Volvo. Самым старым партнером является Ferrari.

В связи с возросшими требованиями пассивной безопасности в 1990 году начались разработки рулей с надувной подушкой, которые в 1994 году поступили на конвейеры Ferrari и Mazda, а затем их стали заказывать и другие ведущие мировые автопроизводители.

Используя опыт производства рулевых колес, Momo освоила выпуск специальных рукояток рычагов коробки передач с надежным и плотным захватом для быстрого, безопасного и удобного переключения. Porsche первой стала использовать руль Momo в комплекте с рукояткой для установки на автомобилях отдельных модификаций (Carrera GT2, Turbo).

Спрос на продукцию Momo в конце 80-х резко увеличился, о чем свидетельствует рост оборота за период с1986 по 1990 год (с 16 до 56 млрд лир). На фоне расширения производства автоаксессуаров увеличивался выпуск рулей для спортивных и гоночных автомобилей. Джанпьеро Моретти открывает в 1993 году отделение Momo Corse, которое занимается исключительно разработкой и изготовлением комплектующих для нужд автомобильного спорта. Основу ассортимента традиционно составляют спортивные рули.

В 1989 году Momo совместно с Ferrari совершила очередной технический прорыв в области конструирования ипроизводства рулей для автомобилей Formula-1. На автомобиле Ferrari 640, спроектированном Джоном Барнардом (John Barnard), впервые была применена полуавтоматическая коробка передач с кнопочным управлением, вынесенным на рулевое колесо. Примеру Ferrari последовали другие команды, и сегодня на многих автомобилях Formula-1 стоят рули Momo нового поколения. Кроме рулей Momo Corse производит спортивные сиденья, спортивные ремни безопасности с 3- и 4-точечным креплением, гоночные комбинезоны спротиво-пожарной защитой для автогонок и картинга, жаростойкое белье для гонщиков с использованием материалов Nomex III и Kevlar, специальные перчатки и обувь для кольцевых гонок и ралли, топливные баки, гоночные системы снижения шума выхлопных газов (резонаторы и глушители) для автомобилей групп N и A. Все эти изделия имеют сертификаты FIA.

Momo Corse производит усилительные растяжки между верхними опорами стоек подвески, накладки на педали управления, опорные площадки для левой ноги водителя и ног штурмана (для раллийных машин). Фирма работает в кооперации с другими известными производителями спортивных комплектующих. В частности, она занимается реализацией гоночных шлемов Bell, систем пожаротушения и оборудования для прогрева шин перед гонкой.

Momo Corse стало любимым детищем Моретти. В свои 55 лет он выступает за команду Momo Corse в гонках спортпрототипов и спортивных автомобилей и на равных борется с более молодыми соперниками. На"вооружении" команды были многие автомобили, среди которых легендарный Porsche 962, а сегодня цвета команды защищает последняя разработка Ferrari для кольцевых гонок спортивных автомобилей -Ferrari 333SP. На счету команды несколько побед в гонках категории IMSA в США. В феврале 1996 года экипаж в составе Джанпьеро Моретти, Максимилиана Паписа (Maximillian Papis), Боба Воллека (Bob Wollek) и ДидьеТийса (Didier Theys) занял 2-е место в абсолютном зачете в 24-часовой гонке на трассе Daytona в США.

Что касается автомобильных аксессуаров фирмы Momo, то в настоящее время она выпускает три основных вида изделий - рули, диски колес и рукоятки рычагов переключения коробки передач. Наиболее широко представлены рули. Рулевые колеса на любой вкус, любых размеров (от 300 до 380 мм в диаметре), с разным исполнением обода, ступицы и спиц. Производится 16 моделей рулей, начиная со "спортивного" Momo Corse с кожаной обивкой обода 5 цветов (черного, синего, красного, желтого, зеленого), руля Top Power с характерными вставками на ободе, серии рулей Daytona, названной в честь гоночной трассы, и заканчивая рулями скомбинированным ободом (дерево/кожа) Combi и Exclusive и рулем с деревянными ободом и накладкой наступицу - Astra Prestige.

В 1996 году появилась модель Speed 3. Как сопутствующие товары фирма Momo выпускает переходники для установки рулей на любые автомобили, включая российские.

Рукоятки рычагов переключения передач, производимые фирмой, имеют три основные формы. Эргономические Phantom, Anatomico, Superanatomico и Shadow, круглые Race, Elegant и цилиндрические Competizione, Touring и DTM. Рукоятки выполнены из различных материалов, включая матовый и полированный алюминий, дерево, кожу и углеродное волокно.

Материалы могут комбинироваться. Всего насчитывается 17 моделей рукояток. Кроме них Momo делает рукоятки рычагов коробки передач для автомобилей, у которых задняя передача включается после подъема специального кольца на рычаге, а также выпускает кожухи для рычагов переключения передач наиболее популярных моделей автомобилей.

Сергей Иванов, "Momo. Искусство управления"

Используются технологии uCoz